Роль региональных научных центров в преодолении кадрового голода в сфере внешнеэкономической деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Постоянно обсуждаемый вопрос о практико ориентированности высшего образования применительно к сфере внешнеэкономической деятельности приобретает в условиях переформатирования мирохозяйственных связей особую актуальность. Статья посвящена оценке влияния региональных научных центров на преодоление «кадрового голода» в сфере ВЭД. Методологической основой послужили концепции российских и зарубежных ученых в области практико ориентированного обучения. Информационной базой являлись данные ФТС РФ, ЦБ РФ, Росстата. Методами исследования выбраны компаративный и экономико-статистический анализ. Обоснован методический подход к оценке влияния зависимости между подготовкой специалистов и показателями, характеризующими развитие экспорта в РФ. Предложено для оценки образовательной сферы использование таких показателей, как число студентов, выпускников и исследователей и затраты на НИР, а для оценки результатов ВЭД – объем экспорта, в т.ч. несырьевого и несырьевого неэнергетического. Авторский подход апробирован на 85 регионах РФ за 2021 г. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии связи между рассматриваемыми показателями, особенно между численностью исследователей и затрат на НИР и несырьевым экспортом. Разработан алгоритм организации и конфигурации взаимодействия участников экспортной проектной деятельности. В качестве инструмента развития рассмотрено создание кампусов и их влияние на развитие региона на примере зарубежного и российского опыта. Теоретическая и практическая значимость состоит в установлении тенденции активизации задействования инструментов практико ориентированного обучения при подготовке кадров для сферы ВЭД и определении направлений и путей ее реализации в регионах России.

Ключевые слова:
ВЭД, регион, экспорт, несырьевой неэнергетический экспорт, кадровый голод, экспортная проектная деятельность, кампус, практикоориентированное образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Андреева Е.Л., Карх Д.А., Ратнер А.В. Развитие неоиндустриальной экспортной специализации региона // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т. 14. № 1. С. 22-29. DOI:https://doi.org/10.14529/em200103

2. Аристотель. Метафизика / Пер. Кубицкого А. М.: Эксмо-Пресс, 2023. 416 с.

3. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. Т. 7. № 1. С. 203-218.

4. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1978. 575 с.

5. В рамках сессии «Кампус: новая философия инфраструктуры науки и бизнеса» на Международной неделе науки и бизнеса в Башкортостане. Пресс-центр Правительства Архангельской области. 24.11.2023. URL: https://arhangelsk.bezformata.com/listnews/kampus-novaya-filosofiya-infrastrukturi/124496492/ (дата обращения: 28.02.2024).

6. Верн Ж. (2016). С Земли на Луну. М.: Нигма. 432 c.

7. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. 240 с.

8. Зинченко В.О., Россомахина О.М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 151-156. DOI:https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-151-156.

9. Игнатов Г.Е. Утопия «Города сада» как философская модель развития университетского кампуса // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. № 1. С. 203-210.

10. Информационные материалы по наиболее значимым мероприятиям и результатам Национального проекта «Наука и образование» 2023 г. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2024/01/Буклет_Материалы_НП_НИУ_вылеты_010224_печать_.pdf. / (дата обращения: 28.02.2024).

11. Козлова О.А., Гаркавенко А.Н., Андреева Е.Л. Роль университета в инновационном развитии региональной экономики // Экономика региона. 2008. Т. 4. №S2. С. 64-74.

12. Климов К.А. Практикоориентированное обучение в системе высшего образования. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2016. 144 с.

13. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия: Жизнь замечательных людей / 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 2005. 398 с.

14. Национальные счета // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts / (дата обращения: 28.02.2024).

15. Нехватка кадров в промышленности установила новый рекорд. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2024/65b122ac9a79473a6cc106e0?from=copy / (дата обращения: 28.02.2024).

16. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. Т. 6. № 1. С. 133-144.

17. Представлена модель российской методики оценки эффективности кампусов. 24.11.23. URL: https://avangard-kushn.ru/articles/common_material/2023-11-24/predstavlena-model-rossiyskoy-metodiki-otsenki-effektivnosti-kampusov-3538838 / (дата обращения: 28.02.2024).

18. Программа развития международной кооперации и экспорта Ярославской области на 2021-2025 гг. (утв. постановлением Правительства области от 29.09.2020 г. № 786-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/7600202010080001 / (дата обращения: 28.02.2024).

19. Путин заявил о минимальной безработице в России: В России минимальная безработица и большой дефицит кадров. URL: https://iz.ru/1632158/2024-01-10/putin-zaiavil-o-minimalnoi-bezrabotitce-v-rossii / (дата обращения: 28.02.2024).

20. Пучков М.В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГАСУ. 2011. № 3. С. 79-88.

21. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. / Росстат. - М., 2022. - 1122 с. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 28.02.2024).

22. Российские компании резко увеличили объемы экспорта. Как им удалось это сделать несмотря на санкции? URL: https://lenta.ru/articles/2023/06/26/export (дата обращения: 28.02.2024).

23. Справочные и аналитические материалы: Данные по таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации в разрезах товаров, стран, временных периодов // ФТС РФ. URL: https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 20.09.2022).

24. Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах РФ (Региональный экспортный стандарт); утв. Проектным комитетом по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», протокол от 02.09.2022 г. № 5. URL: https://disk.yandex.ru/i/RtneC3XSEDjDYw (дата обращения: 19.02.2024).

25. Статистика внешнего сектора // ЦБ РФ. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs (дата обращения: 28.02.2024).

26. Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования. М.; Ленинград: Экономическая жизнь, 1924. 63 с.

27. Струмилин С.Г. Избранные произведения в пяти томах. М.: Наука, 1964. Т. 1-5.

28. Трунова Н.А. и др. Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности. М.: ЦСР, 2021. 68 с.

29. Ульяновская С.И. Морфогенез архитектурного пространства образовательных учреждений // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 2. С. 186-203. URL: https://marhi.ru/AMIT/2019/2kvart19/PDF/12_uljanovskaja.pdf (дата обращения: 28.02.2024).

30. ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 12.08.2020 г. № 954). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/380301_B_3_31082020.pdf (дата обращения: 19.02.2024).

31. Шенцова О.М. Развитие интереса к обучению путем эмоционально-комфортной образовательной среды // Открытое образование. 2017. № 6. С. 92-104. DOIhttps://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-6-92-104.

32. Andreeva E.L., Myslyakova Y.G., Golovina A.N. Universities as promoter of a new social and industrial development of national economy. World Review of Entrepreneurship, Management and Sustainable Development, 2018, vol. 14, issue 1-2, pp. 5-22. DOI:https://doi.org/10.1504/WREMSD.2018.089080.

33. Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам // ФТС.РФ. URL: https://customs.gov.ru/folder/502 (дата обращения: 19.02.2024).

34. Andreeva E.L., Simon H., Karkh D.A., Glukhikh P.L. Innovative entrepreneurship: a source of economic growth in the region. Economy of Regions, 2016, vol. 12, issue 3, pp. 899-910. DOI:https://doi.org/10.17059/2016-3-24.

35. Ayers A. World Class Campus: Paris-Saclay. Detail, 2019, issue 3, pp. 24-31.

36. Barabasch A., Petrick S. Multi-level policy transfer in Turkey and its impact on the development of the vocational education and training (VET) sector. Globalisation, Societies and Education, 2012, vol. 10, issue 1, pp. 119–143. DOI:https://doi.org/10.1080/14767724.2012.646904.

37. Belyaeva Z. (2015). Systemic approach to social responsibility: building and mapping sustainable practices at Ural Federal University. Proc. 8th EMAB Conference “Innovation, Entrepreneurship and Sustainable Value Chain in a Dynamic Environment”. Verona: EuroMed Press, 2015. Pp. 274-285.

38. Benneworth P., Pinheiro R., Karlsen J. (2017). Strategic agency and institutional change: investigating the role of universities in regional innovation systems (RISs). Regional Studies, 2017, vol. 51, issue 2, pp. 235-248. DOI:https://doi.org/10.1080/00343404.2016.1215599.

39. Blavatnik School of Government in Oxford. Herzog & de Meuron, Basle. English Edition Detail, 2017, issue 1, pp. 30-37.

40. Chatterton P., Goddard J. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. European Journal of Education, 2000, vol. 35, issue 4, pp. 475-496. DOI:https://doi.org/10.1111/1467-3435.00041.

41. Davey T., Rossano S. Does context matter in academic entrepreneurship? The role of barriers and drivers in the regional and national context. The Journal of Technology Transfer, 2016, vol. 41, issue 6, pp. 1457–1482. DOI:https://doi.org/10.1007/s10961-015-9450-7.

42. Dąbrowaszefler M. Basic Demand and Supply Problems Concerning Research Personnel in Poland. Higher Education Policy, 2004, vol. 17, pp. 39-48. DOI:https://doi.org/10.1057/palgrave.hep.8300040.

43. Filbert M.I. Model of a socially-active university as a possibility to accomplish “the third role” of a higher educational institution. Vestnik of Samara State University of Economics, 2013, vol. 8, issue 106, pp. 118-121.

44. Gonzalez-Brambila C., Veloso F.M. The determinants of research output and impact: A study of Mexican researchers. Research Policy, 2007, vol. 36 issue 7, pp. 1035-1051. DOI:https://doi.org/10.1016/j.respol.2007.03.005.

45. Hanushek E.A. Will higher education improve economic growth? Oxford Review of Economic Policy, 2016, vol. 32, issue 4, pp. 538-552. DOI:https://doi.org/10.1093/oxrep/grw025.

46. Kliucharev G.A., Latov Iu.V. Continuing Education. Sociological Research, 2016, vol. 55, issue 4, pp. 225-244. DOI:https://doi.org/10.1080/10610154.2016.1264192.

47. Kohoutek J., Pinheiro R., Čábelková I., Šmídová M. The Role of Higher Education in the Socio-Economic Development of Peripheral Regions. Higher Education Policy, 2017, vol. 30, pp. 401-403. DOI:https://doi.org/10.1057/s41307-017-0068-2.

48. Marey P.S., de Grip A., Cörvers F. Forecasting the labour markets for research scientists and engineers in the European Union. ROA Working Papers, 2001, no. 3E, 54 p. DOI:https://doi.org/10.26481/umarow.200103E.

49. Masso J., Eamets R., Meriküll J., Kanep H. Support for Evolution in the Knowledge-Based Economy: Demand for PhDs in Estonia. Baltic Journal of Economics, 2009, vol. 9, issue 1, pp. 5-29. DOI:https://doi.org/10.1080/1406099X.2009.10840450.

50. Richardson P. (2014). Campus of the Vienna University of Business and Economics. The Plan, 2014, no. 074, pp. 040-080.

51. WISE education survey: connecting education to the real world. URL: https://www.wise-qatar.org/app/uploads/2019/04/appli-survey-2016-03-08_0.pdf (дата обращения: 19.02.2024).


Войти или Создать
* Забыли пароль?