Опыт зарубежных исследований в области акустических архитектурных решений в школах для детей с аутизмом
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обучение детей с аутизмом в общеобразовательной школе – новый для России процесс. Его реализация требует от всех вовлеченных специалистов особых знаний и умений, а от архитекторов и проектировщиков – отдельного внимания на любой стадии создания школьного здания: от проекта – до объекта. После грамотных планировочных решений важнейшим элементом является акустический комфорт, создаваемый в учебном и логопедическом кабинетах, а также других помещениях инклюзивного предназначения. Учащиеся с особыми образовательными потребностями, в том числе – аутизмом, имеют высокий уровень чувствительности к шумам с сильными тональными, импульсивными или прерывистыми характеристиками. Корректная контролируемая акустическая среда необходима для сохранения нормотипичного поведения учащихся с аутизмом в школьном пространстве. Показано, что планировочное зонирование следует выполнять согласно исходящим из помещений или попадающим внутрь звуковым колебаниям. Также следует избегать искусственного создания тихой обстановки для учебного процесса. Это обеспечит максимальную интеграцию учащихся в социальные взаимодействия путем имитирования навыков общения в акустически неизмененной среде – как внутри школы, так и за ее пределами.

Ключевые слова:
архитектура для аутистов, аутизм, инклюзия, акустика в школе, звукоизоляция классов
Список литературы

1. Стрельникова Е.Ю. Специфика организации образовательной среды для учащихся с ментальными нарушениями // Реабилитация жилого пространства горожанина: мат. ХIХ межд. науч.-практ. конф. им. В. Татлина, Пенза, 17 февраля 2023 года. Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. 2023. С. 411-413.

2. Чеберева О.Н., Стрельникова Е.Ю. Aрхитектурно-планировочные решения ресурсных зон в общеобразовательных учреждениях // Актуальные проблемы строительной отрасли и образования – 2023: Сб. докл. IV Национал. научн. конф., Москва, 15 декабря 2023 года. М.: Московский государственный строительный университет (Национальный исследовательский университет). 2024. С. 327-332.

3. Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей. М.: Фонд «Выход». 2019. 36 с.

4. Морозова Е. Сенсорная гиперчувствительность и гипочувствительность: как они проявляются при аутизме // Аутизм – это. URL: https://autismjournal.help/articles/sensornaya-giperchuvstvitelnost-i-gipochuvstvitelnost-kak-oni-proyavlyayutsya-pri-autizme (дата обращения: 11.05.2024).

5. Doković S., Gligorović M., Ostojić-Zeljković S. Auditory perception in people with autism spectrum disorders // Specijalna edukacija i rehabilitacija. 2021. № 2 (1). P. 31-49. DOIhttps://doi.org/10.5937/specedreh21-34559.

6. Nichole E.S., Troy Q. B., Bahmei B., Iarocci G., Arzanpour S., Birmingham E. Family Experiences of Decreased Sound Tolerance in ASD // Journal of autism and developmental disorders. 2022. № 52 (9). DOI:https://doi.org/10.1007/s10803-021-05282-4.

7. Caniato M. Recent Advances on Indoor Comfort for Autistic Individuals // Architecture and Autism. Sensory Perception and Independent Living. Proceedings of the International Workshop. Trieste. 2022. P. 23-26.

8. Rimland B., Edelson S.M. Brief report: A pilot study of auditory integration training in autism // Journal of autism and developmental disorders. 1995. № 25 (1). P. 61-70.

9. Caldas F., Masiero, B., Wang, L.M. How Classroom Acoustic Conditions May Impact Autistic Students: A Review // INTER-NOISE and NOISE-CON Congress and Conference Proceedings. 2023. DOI:https://doi.org/10.3397/IN_2022_0438

10. Marco E., Hinkley L., Hill S. Sensory Processing in Autism: A Review of Neurophysiologic Findings // Pediatr. Res. 2011. № 69. P. 48-54. https://doi.org/10.1203/PDR.0b013e3182130c54.

11. Mostafa M. Architecture for autism: Autism ASPECTSS™ in School Design // Int. J. Arch. Res. Archnet-IJAR. 2014. № 8 (1). P. 143-158. DOI: 10.26687

12. Mostafa M. Let them be heard appropriate acoustics for autism special needs school design Arch Сairo // ARCHCairo 2006. 2006.

13. Bettarello F., Caniato M., Pernigotto G., Gasparella A. Indoor acoustic comfort for ASD people: from independent living to educational environments // INTER-NOISE and NOISE-CON congress and conference proceedings. 2023. № 265. P. 4852-4859. DOI:https://doi.org/10.3397/IN_2022_0699.

14. Kanakri S.M. Spaces Matters: Classroom Acoustics and Repetitive Behaviors in Preschool Children with Autism // Amer. J Pediatr. 2017. № 3 (6). P. 89-94. DOI:https://doi.org/10.11648/j.ajp.20170306.15.

15. Kanakri S.M., Shepley M., Tassinary L.G., Varni J.W., Fawaz H.M. An observational study of classroom acoustical design and repetitive behaviors in children with autism // Environment and Behavior. 2017. № 49 (8). P. 847-873.

16. ANSI 2002. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements and Guidelines for Schools. American National Standards Institute, New York. 2002.

17. ANSI 2010. American National Standard Acoustical Performance Criteria, Design Requirements, and Guidelines for Schools, Part 1: Permanent Schools. American National Standards Institute, New York. 2010.

18. Position Statement and Guidelines for Acoustics in Educational Settings // American Speech-Language-Hearing Association (ASHA). 2005.

19. Building Bulletin 93. BB93: Acoustic Design of Schools – Performance Standards. United Kingdom Department for Education. London. 2015.

20. Bettarello F., Caniato M., Scavuzzo G., Gasparella A. Indoor Acoustic Requirements for Autism Friendly Spaces // Appl. Sci. 2021. № 11 (9). DOI:https://doi.org/10.3390/app11093942.

Войти или Создать
* Забыли пароль?